Вьетнамская народная музыка

08 Июн 2015

maxresdefaultМузыка всегда значила очень много для человеческого общества. Трудно найти человека, который был бы полностью безразличен к этому виду искусства. В разных культурах за время их существования сформировались музыкальные традиции, зачастую очень сильно отличающиеся друг от друга. Вьетнамская музыка представляет собой богатейший пласт культуры этой страны, познакомиться с которым будет полезно и интересно каждому.

Жители Вьетнама издавна являлись любителями хорошей музыки, поэтому за большой промежуток времени сумели создать много произведений, выполненных в самых разных стилистических направлениях. Помимо этого, были созданы многочисленные инструменты, которые отличает большой ассортимент. Но при этом, за небольшим исключением, почти все они издают негромкие звуки, рассчитанные на небольшое пространство. Из разных инструментов мастера могут извлекать такие мелодии, при звуках которых сразу перед глазами встают традиционные пейзажи этой страны, сценки из жизни обычных людей, богато убранные храмы. Вьетнамцев можно назвать очень музыкальным народом, для которого музыка означает буквально все – от обычной жизни, до каких-либо потаенных переживаний.

Струнные инструменты

Народные струнные инструменты во Вьетнаме представлены несколькими разнообразными по форме и звучанию агрегатами. Они снабжены количеством струн от 2 до 16, и предназначены как для совместного исполнения с другими инструментами, так и для сольного с голосом человека. К ним относятся нгуэт, ты, похожие на дисковидную лютню, и имеющие всего 2 струны, там с 3 струнами, ти-ба, похожий на грушу с 4 струнами, а так же тхап-лук, у которого 16 струн. Последний тип требует от исполнителя специальных приспособлений, надетых на пальцы, чтобы звуки получались ярче. Отдельно от всех можно назвать бау – инструмент, который имеет всего 1 струну, с резонатором, чаще всего исполненным из тыквы. Игра на нем возможна благодаря изменению натяжения струны, в результате этого, музыканту удается извлекать звуки разностью до 3,5 октав, которые очень похожи на звуки местного пения.

Струнно-смычковые инструменты

Чаще всего во Вьетнаме можно встретить агрегаты, имеющие 2 струны. Это ко лий – большой струнно-смычковый инструмент и ни – его миниатюрный аналог. Кроме этого, есть хо – тоже двухструнные приспособления в 2 вариантах – большом и среднем. Эти инструменты отличаются тем, что у них струны удалены от грифа – это делает более удобной игру на них. Помимо этого, можно встретить однострунный музыкальный инструмент ко-ни. Он имеет хождение рядом северо-восточными районами соседней Камбоджи. Звучанием же напоминает естественные негромкие звуки природы.

images1270951__MG_5604

Духовые инструменты

Вьетнамские духовые инструменты чаще всего выполняются из традиционного для Азиатских стран бамбука. Они различаются своим строением и размером и зачастую имеют аналоги среди европейских духовых. К ним можно отнести дык, похожий на пикколо, шао, тиеу, шао бан, которая сходна с мускалом из Румынии, пи-дой – аналог двойной свирели пи рам ланг, похожий на гобой, пи рам лей, похожий на рожок. Последние 2 вида инструмента изготавливают из бамбука таким образом, что можно менять их длину. Кроме этого, есть и такие инструменты, как шао бау, в котором помимо бамбука есть встроенный резонатор из высушенной тыквы, хен тхай, хен мэу, имеющие внутри бамбукового основания металлические языки. Кроме бамбука в ход идут листы определенного дерева и рога животных. Из них выполняют более простые инструменты, которые называются соответственно кен ла и ки па.

Ударные инструменты

Вьетнам богат и ударными инструментами, основной костяк которых составляют всевозможные виды барабанов, которые пользуются там популярностью с древнейших времен. Для разных целей применяют разные инструменты. Так, во время проведения гуляний, а так же на концертах можно встретить барабаны чонг кай, чонг кон, чонг тео, чонг ком, чонг бан. Все они различаются размерами и частично формой. Существует и самый большой барабан – чонг дай, размером 2м. Его не используют для концертов, а только для проведения религиозных церемоний и особых праздников. В старые времена при помощи таких барабанов так же могли подаваться звуки набата, которые разносились на многие километры.

maxresdefault

Гонги – разновидность ударных инструментов, занимают особое значение в жизни многих народов Азии. Не составляет исключение в этом плане и Вьетнам. Местные гонги называются тьенг. Они есть во многих домах местных жителей, часто даже не в единственном числе, выполняют функцию музыкального, а так же церемониального религиозного инструмента.

Наряду с традиционными барабанами и гонгами среди Вьетнамских музыкальных инструментов можно встретить и не совсем обычные экземпляры. К ним относятся факь, мо – приводимые в действие ногой, когда стопой толкают шарик, в свою очередь, ударяющий по деревянной поверхности. Есть еще сонг лоан – ударные палочки, тиу кань – металлические пластины округлой формы, и другие разнообразные приспособления для извлечения звона и стука.

При обзоре Вьетнамских музыкальных инструментов стоит упомянуть и такое приспособление, как трынг. Он является аналогом обыкновенного ксилофона, только выполненным из бамбука. Трубки разной длины скрепляют вместе и подвешивают к какой-то опоре, после чего по ним ударяют особыми палочками. В результате получается необычное звучание, которое свойственно именно этому инструменту.