Афганская народная музыка
Афганистану свойственно самое своеобразное переплетение культур разных народов, заселявших эту землю в тот или иной период времени. Как сами афганцы, так и узбеки, таджики, белуджи, туркмены и другие народы населяли эту территорию. Развитие афганской музыки на протяжении целых столетий также сопровождается песенной культурой индийцев и персов, живущих недалеко по соседству.
Афганская народная музыка зародилась в стародавние времена. Еще с первой половины первого тысячелетия до нашей эры на территории древней Бактрии, где расположена северная часть современного Афганистана, музыка почиталась настолько, что была частью религии. В Кушанской империи, существовавшей до начала третьего столетия нашей эры музыкальная культура достигла особенно высокого уровня. Бамиан сохранил музыкальные памятники в виде изображений музыкантов, которые играли на арфе и при этом парили в воздухе. С феодальными отношениями стало лучше формироваться и музыкальное искусство. Изучались ноты и индо-персидская система мелодий. Певцы и музыканты следовали музыкально-эстетическим теориям, в которых утверждалось божественное зарождение музыки. Также в теории тесно взаимодействовали между собой стихотворная и музыкальная ритмика.
Теория музыкального творчества в афганской литературе впервые поднималась в трактате, который называется «Дастарнама» или «Книга о чалме» автора Хушхальхана Хаттака в семнадцатом веке. Но само развитие афганской музыки в основном происходило за счет народного песенного самобытного творчества, где главное место было за фольклором самого многочисленного народа в стране афганцев.
Музыка и поэзия афганцев раскрывается вместе с самыми многообразными жанрами. Самый популярный из них ландый представляет из себя песню двустишье, которая характеризуется свободной мелодией, исполненной в изящной, лаконичной форме. Содержание ландый очень разнообразно. Здесь можно встретить и романтичную лирику и насмешливую сатиру, и легкие шутки и, в то же время, философские глубокие размышления. Неизвестно точное время, когда возник этот жанр. Самый древний образец этого жанра относится к тысячелетию назад. В нем описывается любовь одного из военачальников из Афганистана. Вместе с ним народные поэты исполняют песни и слагают стихи в багатый форме, исполняющейся дуэтом с темпом по нарастающей, а также нимакый, исполняющийся всеми по очереди. Также широко известны мухаммбс, чарббйт это сложные жанры музыки. Обычно, произведения таких жанров воспроизводятся профессиональными музыкантами.
Песни для танцев напротив, отличаются легкостью, ритмичностью и четкостью. Свадебные песни, в свою очередь, отличаются напевностью и речистостью. Народной афганской музыке свойственны одноголосность, с диатоническими ладами, увеличенными до секунды, которые характерны для певческого искусства многих народов на Востоке. В их песнях диапазон звукоряда не превосходит квинты. Также в них присутствует нисходящее мелодическое движение по направлению к тонике. В других видах певческого творчества афганцев, которые отличаются в большей степени сложности, диапазон может быть и шире, охватывая пятую и четвертую ступени лада.
Афганский музыкальный инструментарий чрезвычайно разнообразен. В него входят струнные инструменты, включающие в себя тамбур, руббб и дильруббб; смычковые инструменты, такие как гиджбк и сарингбй; ударные инструменты, такие как чанг и сантур и духовые бинбаджб (наподобе волынки), сурнбй и шпелый и тулб; а также клавишные инструменты армуния; ударные инструменты дамбма, наккарб, дупрб и дарибл. С начала двадцатого века, когда стала распространяться по всей стране европейская культура, широкую известность получили такие некогда неизвестные здесь инструменты, как фортепиано, аккордеон, джазовые и мандолина.
Новый виток развития афганской музыкальной культуры произошел после того, как в 1919 году была завоевана независимость. Была создана современная музыкальная школа, одним из основателей которой был Касим Афган. В культурном развитии также особую роль сыграла Кабульское радио, которое начало свое вещание с 1941 года. При ней были открыты 3-годичные музыкальные курсы под руководством А.Брешна.
Там же были открыты и эстрадный оркестр и оркестр народных инструментов, которые гастролировали, в том числе, и по территории Советского Союза. Резко возросло количество хоровых коллективов любителей. В шестидесятые годы прошлого столетия молодежь из Афганистана занималась и в московской консерватории. Мухаммед Омар, Хафизулла Хияль и многие другие стали выпускниками консерватории. Среди известных народных певцов и музыкантов сегодня известны такие имена как: Мухаммед Хусейн Арман и Шер Ахмад Газневи и многие другие.