Адыгейская народная музыка
Народная культура адыгейцев славится разнообразным песенным и музыкальным творчеством.
Традиционно адыгейские песни сопровождаются хоровым пением.
Одним из самых древнейших видов адыгейского песенного творчества является оред (йоред), то есть мужская песня, которая исполняется в форме речитатива одним солистом.
Как правило, такое пение сопровождается унисонным хором.
Оред может исполнятся на самые различные тематики, например:
- Сказания нартовского эпоса. У адегейского народа нарты – это настоящие герои.
- Описание военных побед.
- Рассказы о героических походах.
- Сказания об охотничьих заслугах.
Особенное место в песенном творчестве адегейского народа занимают песни о борьбе за независимость и о погибших героях. Такие песни называют игибыз.
В адыгейской культуре есть место и зажигательным песням и иструментальной поддержкой. Такие веселые песни обязательно исполняются вместе с танцами. Стоит отметить, что они отличаются быстрым темпом и четким ритмом. Чаще всего заводные песни, которые дополняются танцами, носят веселый характер и поются на юмористически, сатирические или любовные тематики.
Адыгейские песни в основном сопровождаются хоровым пением или же инструментальной поддержкой. Однако бывает и так, когда в одной песне используют комбинированное сопровождение – и хоровое и инструментальное.
Адыгейцы выделяют два вида танцев:
- Парные – удж.
- Групповые – зафак, загатлят, исламей.
Основными инструментами, которые используются для музыкального сопровождения народных песен и танцев считаются:
- Пхачич.
- Камыль.
- Шичепшин.
Начиная с середины XIX века адыгейский народ начал активно использовать гармонь.
Адыгейская музыка практически всегда отличается особой ритмичностью. Нечеткий метроритм трудно встретить в песнях адыгейского народа. Очень часто можно услышать триоли и синкопы. Стоит отметить, что адыгейским народным песням соответствует двухголосие, состоящее из пения солиста и хора.
Некоторые русские композиторы, побывав на Кавказе стали применять адыгейскую музыку и в своем творчестве. К ним относятся Алябьев А., Балакирев М. и другие. Адыгейский фольклор начали активно изучать после Октябрьской революции. К этому приложили свои труды Гнесин М., Гребнев Г., Мессман В., Миронов Н. Среди наиболее известных людей, продвигающих адыгейское песенное творчество можно выделить следующих: композиторы – Бесиджев М., Самогова Г. Также над этим работали заслуженные артисты – Самогова Г., Чичева З.