Арабская народная музыка

24 Май 2015

0_c7565_cd698b0b_XLАрабская музыка — это музыка арабоговорящих народов, живущих в странах преимущественно вокруг Аравийского полуострова. Столицей арабской музыки можно считать столицу Египта Каир, где распространены музыкальные инновации и самые разнообразные региональные стили — от марокканских до аравийских. Классическая арабская музыка пользуется большой популярностью среди населения арабских стран. Региональные стили популярной музыки — это алжирский стиль рай, марокканский гнава, кувейтский савт и египетский аль-джиль. Арабская музыка имеет своих звёзд, количество которых невелико, но они популярны во всём арабском мире.

Средства выразительности в арабской музыке — это преимущественно мелодия и ритм, и — в меньшей степени — гармония. Большая часть арабской музыки линейна и одноголосна, хотя сегодня всё чаще появляются произведения с многоголосой гармонией. Для арабской музыки характерны следующие черты:

  •  Чуждая европейской музыке тональная система с собственной интервальной структурой.
  •  Ритмические структуры, задающие формообразующие паттерны.
  •  Уникальные инструменты, которые в значительной мере определяют тональную систему.
  •  Множество музыкальных форм, привязанных к ритуальным событиям. Музыка обретает свою значимость именно как сопровождающий элемент ритуальных событий.
  •  Большое значение придаётся вокалу, который имеет большую свободу при импровизации.
  •  Преобладание небольших ансамблей, которые практически повсеместно имеют одинаковый состав.

В арабской музыке следует различать традиционные музыкальные инструменты и классические. Традиционные инструменты — это те, которые используются в народной музыке стран и этносов арабского мира. Классические арабские инструменты можно встретить во всех регионах. Народные музыкальные инструменты можно разделить на духовые, струнные и ударные. Например, рабаба или рабаб — арабская лютня — относится к струнным народным инструментам. Её отличает корпус маленького объёма — часто половинка кокосового ореха — и гриф с одной струной. Существует и вариант такой лютни с коробочным корпусом.

В любой стране арабского мира можно найти следующие инструменты, которые применяются в классической музыке: лютня (Oud), ситра (Qanun), и напоминающий скрипку инструмент Kamanga, являющийся потомком лютни «рабаба». Другие распространённые инструменты в арабской музыке — это флейта Nay, тамбурин Riqq и барабан Darabukka. А например, барабан Bendir можно найти как в классической северо-африканской музыке, так и в народной.

6461810899_35f340562f_b
С середины 19-го века — вследствие связей с колониальными державами — в арабской музыке начали появляться новые музыкальные инструменты, такие как скрипка, виолончель, контрабас, пианино, а также аккордеон и саксофон. Это оказало некоторое влияние на арабскую музыку, не в последнюю очередь с технической точки зрения, так как не все европейские инструменты не были приспособлены к арабской тональной системе.

В отличие от классической арабской музыки, популярная арабская музыка не имеет культурных центров. Развитие популярной музыки в восточном регионе арабского мира и в западном идёт совершенно разными путями. Региональные стили популярной музыки неодинаковы даже если сравнивать соседние страны, к примеру, Алжир и Марокко. В Северной Африке популярная музыка впитала в себя как элементы западной поп-музыки, так и влияния традиционной африканской музыки. Арабская музыка популярна также и в других странах, например в Турции, а также и в Западной Европе: во Франции, Великобритании, Германии, Италии и США.

Сегодняшний этап развития арабской популярной музыки можно охарактеризовать как возвращение к традициям. Сегодня существуют современные композиторские течения, которые сознательно пытаются объединить европейские гармонии с арабским одноголосием. Типичный приём — это исполнение одной мелодии несколькими инструментами. Также можно проследить попытки развития арабской музыки через знакомство с музыкой других культур.

x_3133e3de

Примером этому может являться творчество Аноуара Брахема ( Anouar Brahem ), который сумел создать своебразный синтез восточных и западных модальных особенностей, дополнив всё это сложными импровизациями. Другой пример — творчество Раби Абу-Халиля ( Rabih Abou-Khalil ), который объединил традиционную ливанскую музыку и джаз. Сафи Бутелла — живущий во Франции музыкант из Алжира, творящий в стиле фьюжн.

Wust el-Balad — это самая популярная рок-группа в арабских странах, которая использует в своих песнях традиционные элементы. Acrassicauda — трэш-метал группа из Ирака, в творчестве которой можно выявить более явные влияния западной рок-музыки.