Алжирская народная музыка

04 Июн 2015

proshanie_slavjanki_2_patrioticheskaja_narodnaja_pesnjaУ музыки всех магрибских стран есть некая схожесть. Так, музыка Алжира очень близка по своей сути к марокканской. Из глубины веков алжирская музыка унаследовала традиции музыки берберов и негров из Сахары. В средневековье, а именно с тринадцатого по пятнадцатый век, она несколько видоизменилась под влиянием арабской и иранской музыки, а под влиянием мавританской и турецкой музыки она также изменилась с шестнадцатого года. Все это отложилось на мелодии, инструментах и манере исполнения музыки. Сегодня в музыке Алжира отражаются проявления культур как Востока, так и Европы, а также джаза из Америки.

Народная музыка основана на одноголосии с семиступенными ладами и отличается ритмическим многообразием. Из жанров господствующими можно назвать вокальные. В каждом районе имеются свои, непохожие на другие, песни. Поют в своих произведениях бродячие певцы о разных исторических фактах, о любви, женской красоте и героических подвигах. Распространены такие музыкальные инструменты, как гасба, гайта, бедндир, тбел, барабан, раита. У тех племен, которые наиболее всего сохранили свою самобытность играют на чанге и имзаде. Кое-где сохранились даже берберские мелодии древних времен, которые были известны еще до появления арабов в Африке.

В алжирских народных гуляниях обязательно участвуют негры-танцоры, подыгрывающие себе на гитаре с одной струной, изготовленной из щита черепахи. Можно встретить и оркестры, включающие в себя такие музыкальные инструменты, как барабан, кларнет и железную кастаньету. Музыканты выстраиваются в два ряда, один напротив другого и с одной стороны с кастаньетами, а с другой, с барабанами, они в едином ритме разных тональностей то сходятся то расходятся под музыку. В это же время между ними отплясывают танцоры, периодически останавливаясь. Настоящую народную музыку можно услышать в основном на народных праздниках, а также ярмарках, где выступают с бубном меддахи и барды — гаууали, поющие поэмы о любви, написанные в восемнадцатом веке поэтами Ибн Месаиба из Тлемсена и Сиди Бен Али из Алжира; а также романсы девятнадцатого — двадцатого века Абдалла Бен Керриу из Сахары.

IMG_4287

Классической музыкой Алжира является музыка из Гранады, исполняемая на алжирский манер. Она называется ала. Один из известных ее видов представлен нубами — отрывками, которые исполняются в схожей манере. Они отличаются по ладовому строению. Известный певец восемнадцатого века аль-Хайк свел андалусские нубы в одиннадцать основных и выпустил сборник нуб в 1786 году. Некоторые нубы получились в результате слияния их с турецко-иранскими мугамами.

Например, утшак и ирак — это турецко-иранские мугамы, которые являются основой алжирских нуб. Каждая нуба включает в себя таушийу (увертюры, к которой добавляется иногда турецкая увертюра), стихбар (прелюдии) и пять различных ритмичных вариаций с одним мотивом (пять частей исполняются в одном подобном ритме). Исполняется увертюра оркестром, где прелюдию поет певец, четыре составляющие — дирижер, часто исполняющий на лютне, а финальную составляющую исполняет хор. Части, исполняемые одним оркестром, проходят в быстром темпе, а с вокалом — в медленном. Когда исполнитель начинает петь, оркестровый звук приглушается и приобретает мягкий фон.

В каждом городе нубы исполняются по-разному, в Тлемсене — в более традиционной форме (несмотря на то, что в «ан-Наср» — оркестре, который основал Селлам Бенбушта, скрипачи заменили ребабистов). Классический оркестр состоит из лютни, кануна, ребаба, маленькой тростниковой флейты, тара, деффа, дарбуки. В двадцатом веке к ним иногда также добавляют фп. Немало инструментов тем не менее исчезло из классического оркестра.

IMG_4297

Так, семидесяти двух — струнный канун и двух — струнный ребаб перестали изготовливать. Мастера, которых и без того осталось мало, больше не производят лютни, что было характерно в андалусской традиции. Зато они стали возрождать работы итальянских мастеров из города Неаполя и города Кремоны, производя, в основном, мандоли.

Музыкальная драма в Алжире начинает распространяться в начале двадцатого века, как жанр — творение Баштарази, который написал множество пьес и популярнейших песен, таких как «Фако», «Неккар аль-Хаир» и другие. Пьесы ставятся в театрах Орана и Алжира.

Также в Алжире очень популярна аль-джад — легкая рок-музыка, которая возникла в двадцатом веке. В результате влияния друг на друга народной и классической музыки появился свой специфический алжирский и марокканский жанр. Аль-джад бывает нескольких видов: касыда (у которой много частей — касм, включающие несколько строф с припевом), бит уа сиах (где чередуются музыкальные отрывки без слов), хаузи (стихи с перекрестными рифмами), песни и другие.

006-legenda

Оркестр в данном случае такой же, как и классический, но с небольшими изменениями. Он состоит из уд, каманджи, мандоли, тара, дарбука. Иногда могут быть добавлены банджо, аккардеон, фп. Мухаммед аль-Анка — дирижер, композитор и певец в одном лице является непревзойденным мастером своего дела, аль-джада. Он использует и сопоставляет одновременно различные ритмы, а также орнаментацию и импровизацию.
В Алжире существует и функционирует Национальный институт музыки, в котором имеются три отделения, занимающихся исследованиями, фольклором и педагогикой. Раньше в нем преподавали даже музыканты из Советского Союза.

В Европе алжирская музыка занимает особое место и внимание к ней соответствующее. Так, в девятнадцатом веке в Алжире работал и жил музыковед и композитор Сальвадор-Даниэль из Франции, который собрал около четырехсот алжирских и других арабских народных песен и исследуя культуру, написал оперу о народной жизни, сборник «Альбом 12-ти мавританских, арабских и кабильских песен». Сен-Санс в своем произведении воспроизводил зида — нубу. Алжирские мелодии любил русский композитор Христианович, собранными мелодиями которого впоследствии воспользовались композитор А.П.Бородин и композитор Н.А. Римский-Корсаков.