Русская народная музыка и кулачный бой
Русская народная песня и кулачный бой — понятия, на первый взгляд, просто несовместимые. Мы так привыкли к фольклорным ансамблям бабушек, что начали считать русскую народную песню чем-то отстраненным и даже чуждым. Однако, мало кто знает, что ритмической основой любого боя (и кулачного в том числе) являются народные ритмы, которые через песню и перепляс с испокон веков с младенчества входили в душу русского человека.
К сожалению, с развитием городской культуры, а в наше время с наступлением (насильственным наступлением) глобализации, древние традиции начали уступать место унификации. И это касается не только русской, но и любой народной культуры.
Коль скоро кулачный бой является частью культуры русского народа, то его осмысление невозможно вне остальных составляющих русской культуры (в первую очередь, музыки и танца).
В последнее время с новой силой возникают дискуссии о месте России. К чему она ближе, к Западу или Востоку? Мы не будем вдаваться в эти споры, а приведем лишь один небольшой аргумент.
Наверное, каждый может отличить восточную музыку, с характерными для нее секундными ходами (секунда — это музыкальный интервал, обозначающий две рядом стоящие ноты). Обратимся теперь к русской народной музыке — нигде восточных мотивов вы не услышите. Выходит, что музыка «более стойко» перенесла многовековые культурные вторжения. С западной музыкой у русской много сходного — семинотный ряд (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), который пошел от Древней Греции (говорят из Египта). Но неверно было бы относить русскую народную музыку к Западной. Правильнее говорить об общности происхождения.
Так вот, анализируя характер русской народной музыки можно придти к однозначному культурологическому выводу. Русь имеет намного меньше общего с Востоком, нежели хочется говорить с Западом, да и было бы это неправильно. С Византией, откуда и пошло православие.
Здесь хочется отметить один феномен. Современный Ближний Восток просто умиляется от русской народной музыки и танца — быть может, они видят в них что-то родное, общие корни?
Возвращаясь к ритму кулачного боя, еще раз скажем, что вне ритма боя нет. Ритм русского кулачного боя до удивительности схож с ритмом русских народных песен. Быть может, потому кулачный бой, если и не всегда начинался с песни, то уж всегда ей заканчивался.
Кстати о застолье и неимоверном количестве спиртного, выпиваемого после кулачного боя. Враги земли русской пытаются найти здесь корни разгильдяйства и элементарного пьянства, якобы отражающие типичные черты русского человека. Такое мнение — типичное заблуждение или умышленное искажение истории. Застолья отражали соборность русского народа. Нет русского застолья без песни. Именно песня (песня души) и была сущностью застолий, а не банальное пьянство, которое приписывают русскому народу некоторые « исследователи».
Теперь о самих народных песнях — неудивительно, что многие их забыли. Это результат сознательной пропаганды средств массовой информации, выполняющие заказ глобализации. Без песен мы ничто. Без культуры народ превращается в быдло.
Без песен кулачные бои становятся банальной дракой, массовое застолье — пьянством. Мы должны помнить свои песни. Мы должны их петь.
Такие песни как Живет моя отрада, Любо, братцы, любо, Миленький ты мой, Москва златоглавая, Ой, ты не вечер, Ой, мороз, мороз, Степь да степь кругом, Ты ж мене пидманула, Че те надо и многие другие пробуждают в душе русского человека ее родовые корни, приводят в состояние восторга и умиления, душевно объединяют людей. Пожалуйста, пойте народные песни, выучите их слова. Это очень важно. Ведь без Культуры, без нашей народной культуры Россия обречена.