Русская народная музыка
Исчисление истории русской национальной музыки берёт своё начало ещё у фольклора славянских племён, проживавших в местах, принадлежащих Киевской Руси. Русской державы основанной в 10 в. Русская народная музыка не существовала в однообразии, как были разнообразны народы, населявшие Киевскую Русь. Помимо славян её составляли тюркские, финно-угорские образцы.
Формирование фольклорных групп
По сей день в русском фольклоре присутствуют национальные, нередко этнические обычаи. Свои отличия существуют в народном песенном искусстве больших поселений находящихся возле рек – Дон, Ока, Волга, центральной, северной, южной и западной областей. Многие песни, исполняющиеся даже сейчас, имеют древнейшее происхождение, часто с влиянием христианских убеждений.
Жанровый строй русского фольклора имеет следующие главные группы:
- Календарные Побрядовые песни;
- Эпос;
- Лирические песни;
- Танцевальные стили;
- Частушки;
- Свадебные песни.
Вокал, преобладает в этом многообразии, нежели инструментальная музыка: запрет церкви играть на музыкальных инструментах внутри храмов, по всей вероятности, сказался и на фольклоре.
Коротко о некоторых из них
Отдельную ступень в песенном творчестве облюбовали календарные песни. Это вид типичен для юго-западных и ряда центральных районов. Он включает в себя небольшие циклы, чётко приуроченные к временам года и языческим праздникам (даты которых часто совпадают с христианскими праздниками).
Этим песням присуще твёрдое упорядочивание кратких ладовых и основного ритма в собственной группе. Тут сохраняются старобытные бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.
- Древние песенные сказания:
- Скоморошины;
- Былины;
- Особые разновидности духовных стихов;
Стародавняя традиция дожила до нашего времени в словесном творчестве крестьян на самом деле лишь у донских станичников и на Севере где находились носители русского языка.
Наитруднейшим, в музыкальном смысле, стилем русского творчества можно назвать лирическую песню и её наивысшую форму – протяжную. Она, по предположениям, образовалась на стыке шестнадцатого и семнадцатого века в Московской Руси. С этой категорией исполнения ассоциируют рождение простонародного многогласия гетерофонного либо полифонического образа с бытованием солирующего голоса.
Целиком состоявшимся в мелодическом отношении считают определённые типы плачей. Они входят как в свадебные, так и в погребальные обряды: им присуща экспрессивность, возникающая при слиянии обрядовых матриц с импровизацией песенной сказительницы (как правило, женщина).
К стилям, родившимся позднее, присущи частушки. Они получили распространение с девятнадцатого века и ещё романс.