Русская народная музыка

30 Апр 2015

russkie_narodnie_pesni_na_maslenicu-4Исчисление истории русской национальной музыки берёт своё начало ещё у фольклора славянских племён, проживавших в местах, принадлежащих Киевской Руси. Русской державы основанной в 10 в. Русская народная музыка не существовала в однообразии, как были разнообразны народы, населявшие Киевскую Русь. Помимо славян её составляли тюркские, финно-угорские образцы.

Формирование фольклорных групп

По сей день в русском фольклоре присутствуют национальные, нередко этнические обычаи. Свои отличия существуют в народном песенном искусстве больших поселений находящихся возле рек – Дон, Ока, Волга, центральной, северной, южной и западной областей. Многие песни, исполняющиеся даже сейчас, имеют древнейшее происхождение, часто с влиянием христианских убеждений.

Жанровый строй русского фольклора имеет следующие главные группы:

  • Календарные Побрядовые песни;
  • Эпос;
  • Лирические песни;
  • Танцевальные стили;
  • Частушки;
  • Свадебные песни.

Вокал, преобладает в этом многообразии, нежели инструментальная музыка: запрет церкви играть на музыкальных инструментах внутри храмов, по всей вероятности, сказался и на фольклоре.

Коротко о некоторых из них

Отдельную ступень в песенном творчестве облюбовали календарные песни. Это вид типичен для юго-западных и ряда центральных районов. Он включает в себя небольшие циклы, чётко приуроченные к временам года и языческим праздникам (даты которых часто совпадают с христианскими праздниками).

ozherele

Этим песням присуще твёрдое упорядочивание кратких ладовых и основного ритма в собственной группе. Тут сохраняются старобытные бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

  • Древние песенные сказания:
  • Скоморошины;
  • Былины;
  • Особые разновидности духовных стихов;

Стародавняя традиция дожила до нашего времени в словесном творчестве крестьян на самом деле лишь у донских станичников и на Севере где находились носители русского языка.

Наитруднейшим, в музыкальном смысле, стилем русского творчества можно назвать лирическую песню и её наивысшую форму – протяжную. Она, по предположениям, образовалась на стыке шестнадцатого и семнадцатого века в Московской Руси. С этой категорией исполнения ассоциируют рождение простонародного многогласия гетерофонного либо полифонического образа с бытованием солирующего голоса.

Целиком состоявшимся в мелодическом отношении считают определённые типы плачей. Они входят как в свадебные, так и в погребальные обряды: им присуща экспрессивность, возникающая при слиянии обрядовых матриц с импровизацией песенной сказительницы (как правило, женщина).

К стилям, родившимся позднее, присущи частушки. Они получили распространение с девятнадцатого века и ещё романс.