Шведская народная музыка
Шведский песенно-танцевальный фольклор отличается богатством и самобытностью.
Особой популярностью пользуются хороводные танцы с исполнением песен и парные, истоками которых являются свадебные обряды.
Древнейшая музыка Швеции
Древние жанры народной шведской музыки разнообразны, но в основном это музыка пастухов или же сельских музыкантов.
Среди пастушеских песен следует упомянуть вальвису — особую перекличку, и сэтеронг — эта песня исполнялась непосредственно на пастбище. Деревенские музыканты — спельманы — играли на сельских праздниках и торжествах. Они играли соло, а в более поздние времена — в ансамбле.
К древнейшим шведским музыкальным инструментам относятся:
- лур (особый рожок, которым пользовались пастухи);
- колокольчики;
- различные виды арф (как продолговатые, или лонгхарпы, так и настраивающиеся ключом — нюккельхарпы);
- бредцитра (широкая разновидность цитры).
История шведской народной музыки
Швеция приняла христианство в 11 веке. К 12 веку получило развитие церковное пение, в том числе григорианское. В целом церковная шведская музыка в эту эпоху продолжала традиции английской духовной музыки. Светскую музыку исполняли скальды, а позднее бродячие музыканты, исполнявшие мелодии на скрипках и барабанах во время торжеств и на улицах больших домов. Так появился особый песенный жанр — народные баллады. Тематика песен была исторической, часто с политическими антифеодальными мотивами. В эпоху Реформации (16 век) зарождается и распространяется специфический шведский музыкальный жанр — хорал, который сочетает в себе григорианские традиции и черты шведской народной песенности. Разновидности хорала широко встречаются и в современной шведской музыке. источник http://ekonomsekret.ru
После Реформации были популярны евгенические псалмы. Светская музыкальная жизнь сосредоточилась вокруг королевского дворца в Стокгольме, где выступала придворная вокально-инструментальная кепелла.
С 17 века центральное место в шведском фольклоре занимает направление, близкое польской мазурке и норвежскому спрингдансу. Популярны и многие западные танцы, например вальс и кадриль. В 19 веке наблюдалось сильное влияние западноевропейских музыкальных традиций, однако к началу 20 века шведская народная музыка становится самобытной. Начало этой самобытности было положено поэтом и певцом Бельманом, жившим во второй половине 18 века. Его песни наделены глубоким философским смыслом. Они распространились во всех кругах шведского народа и до сегодняшнего дня популярны. Последователи Бельмана — новые трубадуры, одним из самых известных музыкантов этого направления является Э.Тобб, создавший в 20 веке множество песен.