Ингушская народная музыка
Общая культура народностей, таких как чеченцы и ингуши, существует издревле. Если иметь в виду их музыкальную культуру, то необходимо отметить что на нее имело взаимное влияние соседних этнических групп: народа Дагестана; народа Грузии; народа Осетии.
Памятники устного народно-поэтического творчества, дошедшие до нашего времени, являются убеждением древности музыкальных традиций этих народностей. Все основные события в жизни этих народов связаны с музыкой (культ Мятцила, свадебные обряды..). Среди жанров музыкального творчества можно перечислить:
- ладугу йиш (чеч.),
- ладувга ашараш (ингш.)
Это танцевальные мелодии, вокальная музыка, а также инструментальная музыка, которая обычно сопровождается какими-то действиями, движениями.
К вокальной музыке относят несколько жанровых групп, которые отличаются видом связи мелодии с поэтическим словом. Самым значительным считается жанр илли – это песни с текстами и напевами, которые были определены еще задолго до создания. Это песни типа былин, сказок, песен-баллад:
- героические;
- эпические;
- исторические.
Тот, кто исполняет эти песни называется илланча, то есть творческий человек, которые в большинстве случаев представляет песню в сопровождении народного инструмента, а песню посвящает легендарным личностям.
Известен также жанр:
- эшарш (песня с известным текстом),
- песни для женщин,
- керла эшарш(песни с современной тематикой),
- забарийн (шуточные),
- зикр (мужские религиозные хоровые песни )
Эти песни исполняются в инструментальном сопровождении, если это не колыбельные и причитания. Чеченская и ингушская народная музыка имеет ладовую систему, в которой преобладают диатонические лады с ярким нетерцовым трезвучием, с чистой квартой и квартсекстаккордом, как заключительный аккорд. Очень часто для хорового и инструментального пения многообразие форм с ладовой и ладотональной переменностью (идет речь об основных ладах, ступеня которых имеют свойство меняться).
В этой музыке существуют дорийские и фригийские ступеня в оригинальном минорном ладе. А вот мажорные лады не так часто используются, но именно среди них появляется миксолидийский лад. Сильное расширение жанров наблюдается в народных песнях современности, то есть, современных песен. В последние годы появляются в чеченские и ингушские песни с элементами вальса. Кроме этого, совершается обогащение песен с использование выразительных средств ладовой системы: натуральный мажор и лады, где увеличена секунда.
Основные типы мелодического рисунка:
- постепенное секвентное нисходящее движение от вершины источника;
- опевание опорных тонов;
- значительного размера начальной и концевой длительности;
- повторение (несколько раз) звука тоники. Чистая квинта и даже кварта нашла свое место в лирических, шуточных песнях, а также в разных танцевальных мелодиях. В чеченской и ингушской музыке видно ее ритмическое богатство, а также национальное своеобразие, которое прижилось в многочисленных синкопированных фигурах и триолях. Выше перечисленное богатство подчеркивается сопоставлением этих ритмов с двудольными фигурами равномерного типа.
Важно обратить внимание на эффективность в вокальной и инструментальной музыке коротких ритмических фигур, которые прерываются паузами. Очень разнообразный и свободный ритм песен объясняет ведущую роль ритмики в выше названном жанре речевой интонации. Большой популярностью начинают пользоваться смены метра (если идет речь об инструментальной и вокальной). Здесь можно наблюдать за чередованием равнодлительных метров 6/8 и 3/4 . Очень часто можно услышать моменты полиметрии, если идет речь об ансамблевом исполнении.
Инструменты народного происхождения с древней национальной музыкальной культурой свидетельствуют о определенной самобытности чеченцев и ингушей. Среди них следует назвать:
- ударный гйма;
- духовые цэз с надрезным язычком;
- продольная открытая флейта дэтра;
- бычий рог (двойная трость и сильный звук мба);
- зурна без раструба шийдаг…
Среди самых распространенных национальных струнных инструментов следует назвать:
- струнно-щипковый 3-струдечик-пондур(дйчиг-пундар, мирза-пундар);
- струнно-смычковый;
- традиционные илланчи (адхоку-пондур).
Местное население, исполняя песни и танцы при помощи этих инструментов, создавали музыку, которая звучала средним голосом в квинтовом или квартовом оформлении.
В 80-90-х XIX века чеченцы и ингуши исполняя песни и танцы использовали кехат-пундур, которая является кавказской гармоникой (12, 16 или 18 клавиш). Таким образом, игра получалась виртуозной, оригинальной, с национальными приемами, с филигранной мелизматикой. Они использовали также часто баян, аккордеон, балалайку, гитару, зурну в сочетании с ударными инструментами: двухсторонним барабаном(вута, га ), бубном (жирг 1а, жирги, теп). Все помнят дечик-пондуристов Чечено-Ингушской АССР, таких как С.Самбиев, И.Цицкиев, А.Эльмурзаев и гармонистов Ганукаева и Димаева.
Начало нашего столетия было связано с осуществлением значительных и очень важных открытий с целями сбора, изучения, систематизации и публикации чеченской и ингушской музыки. Этими исследованиями посвятили себя: Т.Бейбулатова, Е.А.Колесникова, а позже Н.С.Речменский, А.М.Халебский, А.М.Шахбулатов, Б.И.Шнапер, Л.В.Брайловский.