Чеченская народная музыка
Народную музыку чеченского народа можно условно разделить на выделенные основные разновидности, в которые входят:
Программная инструментальная музыка, которая также называется и «ладуга йиш»:
- «Хелхар йиш» музыка для танцев;
- «Илли и Йиш»- песенная музыка» ;
- «Дошлойн Йиш» музыка для марша.
Исполнение музыки
Чеченская народная музыка исполняется рядом музыкальных инструментов:
- ударными;
- струнными;
- духовыми;
- смычковыми.
Немного позже, когда на чеченскую культуру оказала свое влияние русская музыка, в 19 веке стали исполнять на гармонике, аккордеонах и баяне.
Инструментальная музыка
Ладуга йиш исполнялась чаще всего на одном инструменте. Таким музыкальным инструментом мог быть:
- смычковой адхоку-пондур;
- трехструнный дечиг-пондур;
- гармоника;
- зурна;
- свирель.
Также встречается исполнение на нескольких инструментах:
- сочетание гармоники с ударным инструментом и дечиг-пондуром;
- сочетание Свирели и дечиг-пондура;
- адхоку-пондур в сочетании с дечиг-пондура;
Инструментальной программной музыкой выражались только личные волнения, возвышенные чувства. О подобном вложенном смысле и говорят названия знаменитых произведений:
- мой Кавказ;
- отчий край;
- высокие горы;
- любимой;
- тоска по родине.
Музыка, играющая при марше военных
Музыка исполнялась только на ударных или духовых музыкальных инструментах. В группе песен имелись те, которым нужны были определенные исполнения с музыкальными ритмами и размером соответствующему ритму движения войска. Ноты для такого выполнения песни были написаны Клингером еще в 19 веке, он был офицером, который пребывал в плену.
Танцевальная музыка
Хелхар йиш танцевальная музыка чеченского народа имела очень большое разнообразие по мелодике и темпу. Это связано с стремительным развитием танцевальной культуры.
Музыка для танцев имеет вид мелодии, которая от трехдольного размера переходит к триоли, а далее сменяясь двудольным размером, переходит к дуолям. Не редко народная музыка, начинаясь с медленного движения, постепенно переходила в быстрый танец. Спонтанные переходы сильных тактов, как бы нарушают ритмический строй танцев, также довольно распространены. Не менее оригинальны и переходы на слабых тактах при игре на гармони.
Песенная музыка
Что касается песенной культуры, то она не так разнообразна и богата как танцевальная культура. В такие песни входят:
- прославляющие героические поступки;
- верность и любовь;
- дружбу;
- илли героико-эпические песни.
Такая музыка исполнялась на дечиг-пондура речитативом. Те песни, которые имели религиозный характер исполнялись а капелла ешарш, остальные имели импровизирующий характер узамаш, для церемоний и обрядов белхамаш.