Азербайджанская народная музыка

19 Май 2015

Novruz_Baku03Музыкальная культура Азербайджана представляется в устной традиции в двух частях: фольклорной незаписанной музыки, которая состоит из песен и танцев; и профессиональной незаписанной музыки, которая состоит из музыкального искусства мугамов и творчества ашугов.

Танцы, как и песни зарождались и развивались в самом народе, в это же время творчество ашугов и мугамов создавалось высококлассными профессионалами.

Устойчиво в народе проявил себя песенный жанр во время земледельческих работ — при сборе урожая, пахотных, прополки риса и так далее.

Очень популярное место в народе занимают обрядовые пески сезонные и календарные (например, пески Новруза и овсун).

Народная музыка

Большую группу музыки занимают песни бытового и семейного характера — это йуг, агы и марсия. Они представляют из себя свадебные и траурные песни. И в песенном и в танцевальном творчестве отражаются отличительные черты характеров мужчин и женщин Азербайджана. Так, если танцы женщин, в основном, пластичны, лиричны и сдержанны (например, Узундере), то мужские, наоборот — удалые и оживленные (к примеру Ханчобаны, Газахы, Гайатагы).

В основном, народные танцы являются сольными, однако встречаются и танцы парами и группами (к примеру, яллы, джанги, халай, йорду-йорду).

В музыке народа Азербайджана существуют семь ладов, являющихся основными, которые еще называют мугамами. Это Шур, Шуштер, Чахаргях, Сегях, Баяты-Шираз, Раст, Гумаюн, а также дополнительные мугамами. Семантически лад раст важен и очень часто встречается в героических мужских танцах. В танцах женщин больше всего встречаются и подходят сегях, шур.

Основной ритм танцев считается на шесть восьмых и три четвертых.

00109679

Мугам является самым важным жанром в азербайджанской профессиональной музыке, также впрочем, как и во всех странах Востока, как Среднего, так и Ближнего.

Ашугская музыка

Ашуги стал известен в Азербайджане в пятнадцатом веке, однако само искусство своими корнями уходит еще глубже, в десятый и одиннадцатый века, во времена Озанов, считающимися предками азербайджанских современных ашугов. Древнейшим ашугским произведением считают дастан «Китаби Деде Горгуд», который относится к седьмому веку нашей эры. В нем сказатель Деде Горгуд призывал людей к любви и миру, воспевая преданность, мужество и храбрость.

С древности ашугов называли в Азербайджане «Мать народа», потому что они показывали и воспроизводили страдания народа, воспевали о преданности к родине и земле на которой они родились, о защите своей свободы и красоты любви.

В Азербайджане сегодня ашугов разделяют на ашугов-исполнителей и ашугов-поэтов. Ашуги-исполнители, как сказители профессионалы, не слагают стихи, в то время как ашуги-поэты, не только занимаются творчеством поэзии, но и сказительной деятельностью также не брезгают.

988322583

Музыка и религия

Каноны и правила певческого и религиозного искусства у мусульман диктовались, прежде всего, духовенством. Вот почему, и в современном мире, они, фактически не изменились во всех восточных мусульманских культурах, в том числе и азербайджанской.

Несмотря на это, в некоторых регионах религиозная музыка распространена больше и получает свое дальнейшее развитие. Например, марсия, объединяет в себе траурные песни-плачи. Эта традиция зародилась в среде лиитов, когда оплакивали имама Хусейна. Потом марсия начала распеваться и под ладные стихи поэтов-классиков. Отличительной чертой марсии является повествование, ведущееся от имени сестры, дочери, жены или матери усопших.