Албанская народная музыка

06 Июн 2015

Fustanela_001Албанская народная музыка делится на три группы: северная музыка Гегов . южная музыка Тосков и Лабов . и музыка района Тираны и Шкодера. Северная — мужественная и героическая музыка противопоставляется южной — мягкой, спокойной и красивой. Это противопоставление объединяется тем, что и на севере и на юге и слушатели, и исполнители используют музыку для выражения своих патриотических чувств, а так же как средство передачи устных исторических повествований. Кроме того, во всех регионах используются сложные размеры 3/8, 5/8 и 10/8. Первый сборник албанской музыки был составлен в 1940 Петером Дунгу ( Pjeter Dungu ).

Албанские народные песни можно разделить на такие основные группы: эпические героические песни севера и другие песни, более мягкие и мелодичные: колыбельные, любовные, свадебные, рабочие. Музыка и песни для различных праздников и событий, особенно Дня Св. Лазаря ( Llazore ), символизирующего начало весны — важная часть албанской музыкальной культуры. Колыбельные и плачи, обычно исполняемые женщинами, также занимают важное место в албанской песенной традиции.

Северная Албания

Геги . живущие на севере, известны своей традицией исполнения эпических песен. Многие из них повествуют о Скандербеге . легендарном воине 15го века, возглавлявшем борьбу против турков. Так же они могут повествовать об «извечных албанских вопросах» — чести, гостеприимстве, предательстве и мести. Это своеобразная устная история гегов, которая, помимо прочего, помогает сохранить нравственные нормы и социальные ценности, необходимые обществу, которое до начала 20го века, не знало никакого закона, кроме закона кровной мести. Среди жанров эпической традиции — kenge trimash (песни храбрости), kenge kreshnikesh (песни о героях), баллады и песни-кличи maje krahi . Главные эпические произведения — Mujo и Halil . и Halil и Hajrije .

Наиболее традиционная разновидность эпической поэзии носит название rapsodi kreshnike (поэмы о героях). Эти эпические поэмы исполняются под аккомпанемент lahuta . однострунной скрипки. Сейчас они исполняются редко, в основном в горах на севере.

Несколько южнее, в районе Дибера и Кечове в Македонии, lahuta не используется, ее заменяет cifteli . двухструнный инструмент, на одной струне которого играют мелодию, а на другой — бурдонный аккомпанемент. Не смотря на то, что исполняют музыку преимущественно мужчины — современные эпические баллады все чаще исполняются и женщинами (исключая Vajze te betuar ).

2012-art-jericho

Cifteli (чифтели) — струнный щипковый с резонатором грушевидной формы, который выдалбливается из одного куска дерева. Инструмент имеет две струны, настраиваемые в кварту, лады на грифе располагаются по особенному албанскому диатоническому звукоряду с пониженными ступенями: до-ре-ми(пониженная)-фа-соль-ля(пониженн ая)-си(бемоль)-до.

Для сопровождения танцев и пастушеских песен используются инструменты cifteli, sharki и бубен def . В северной Албании пастухи традиционно играют на самодельных духовых, среди которых — zumare . своеобразная разновидность кларнета. Пастушеская музыка — меланхоличная и задумчивая по настроению. Еще одна важная часть североалбанской песенной традиции — песни-кличи maje-krahi . которые произошли от горского способа общения на далеком расстоянии. Они требуют полной силы голоса и изобилуют мелизматическими нюансами и пением фальцетом (mp3 ).

Южная Албания

Музыка южной Албании мягка, лирична и полифонична. Наиболее необычная в регионе традиция полифонического пения бытует в районе Влоры на юго-западе (четырехголосная); голоса в ней, сочетаясь, образуют сложную проникновенную мелодию. В этих мелодиях используется пение фальцетом и голосовое вибрато; иногда они прерываются неожиданными скорбными криками. Эта полифоническая музыка облает большой силой, которая происходит из контраста между содержащимся в ней эмоциональным зарядом, который коренится в веках, бедной и зависимой, но гордой жизни, и строгой почти ритуальной структурой этих песен.

Южная Албания также известна своими погребальными плачами с чередующимися и взаимонакладывающимися партиями одного-двух солистов и хора. На юге также существует развитая традиция любовных песен, которые исполняются в свободном ритме, с консонантными гармониями и по традиции обильно украшаются мелизмами.

deca 1

Тоски известны ансамблями, состоящими из скрипачей, кларнетистов, исполнителей на llaute (струнный щипковый) и def `е. Известная исполнительница-эмигрант Эли Фара (Eli Fara) (смотреть ) происходит из Корче, но настоящим центром развития южной музыкальной традиции является город Пермет, откуда вышли такие музыканты, как Remzi Lela и Laver Bariu . Lela следует отметить особо, поскольку он является основателем целой музыкальной династии, и его потомки играют видную роль практически во всех музыкальных учреждениях и проектах в Тиране.

В музыкальной традиции юга доминирует спокойная каба . ансамблевая форма, где ведущую роль играет кларнет или скрипка вместе с аккордеоном и лютнями llautes . Это импровизационный неторопливый жанр, мелодии которого можно охарактеризовать, как древние, но исполненные свежей энергии; они обильно украшаются слайдами и пассажами почти вокального свойства, демонстрируя сочетание страсти и сдержанности, которое есть отличительная черта албанской культуры.

Llautë — струнный щипковый с четырьмя сдвоенными струнами, которые настраиваются CGDA (до-соль-ре-ля).

Этнические греки, населяющие Дропулли, имеют музыкальную традицию, которая очень близка традиции Эпира (европейская часть Турции). Эта греко-албанская музыка обладает более грубым и агрессивным характером, чем другие формы албанской музыки, в ней нет сложной полифонии, но используются те же лады и ритмы, как и в остальной Албании.