Африканская народная музыка
Музыка в Африке таинственна и многообразна. Ее можно разделить условно на две части: североафриканская музыка и фольклорная музыка остальных частей Африки.
Северная и северо-восточная африканская культура тесно переплетена с культурными традициями исламского Востока. Культура Азии отложились на музыке северной и северо-восточной частей Африки. Если к этому добавить фактор миграции народов, то получится весьма интересная и своеобразная культура разных и часто очень непохожих друг на друга направлений.
Те части Африки, куда не дошло влияние других культур, сохранили свои древние самобытные музыкальные традиции. Именно и музыку и называют этнической музыкой Африки. Но упорядочить эту музыку не получается, потому что музыка одного народа качественно отличается от музыки другого народа. Инструменты Африканские племена, в основном, не умели писать. И поэтому вся информация, история, сказания… передавались устно и посредством музыкального воспроизведения.
На территории Западной Африки и по сей день существуют жрецы-музыканты, отдельная каста, которые называются кастой гриотов. Это музыканты, которые передают свои знания по наследству. Говорят, что гриоты таким образом передают историю Западной Африки уже более семисот лет, где рассказывают о племенах, вождях и подвигах героев. В той семье, где живут гриоты через поколения увековечиваются легенды и песни об истории своего народа. Музыкальными инструментами жрецов музыкантов являются кора и балафон.
Кора является струнным музыкальным инструментом, похожим на арфу. Однако игра на нем более сложная, своим ритмом и экспрессией напоминает мелодии фламенко или блюза игры на гитаре. На балафоне можно играть совместно с корой либо отдельно от нее. Ксилофон это название инструмента на европейский манер.
Здесь под деревянными болванками круглой формы размещены резонаторы это тыквы с семенами и маленькими камнями внутри. Звук воспроизводится на этом инструменте двумя палочками. Основная роль в африканских мелодиях отводится африканским барабанам, разновидности которых насчитывают до нескольких сотен: от самых маленьких до огромнейших двухметровых. «Там-тамы», которые у всех на слуху являются средними барабанами.
Известны также за пределами Африки глиняные уду, напоминающие по своему звуку мистические потусторонние голоса, джембе, имющие исцеляющую силу. Но некоторые барабаны могут брать лишь представители отдельного клана барабанщиков, например барабан дагомба. Во времена древности племена могли общаться между собой, воспроизводя звуки на барабанах, также с помощью них вызывались духи и вели разговоры с предками. Сейчас этот «барабанный» язык в основном утерян, однако и в настоящее время в фольклоре есть еще ритмы, используемые в древности для этих целей.
Музыка — это жизнь. Сюжет сказаний или песен основывается как на мелодии, так и на вокальном исполнении, а также постановке танца. Причем пение может обладать своим ритмом и не должно обязательно соответствовать самой композиции. Получается несколько самостоятельных источников информации сразу, которые в своем единстве образуют разворачивающуюся картину вчерашнего дня может быть охоты, а может героического поступка.
Очень интересная композиция получается, когда человеческий голос имитируется музыкальным инструментом. Тембр звука для европейца может быть не совсем обычным: в нем сочетаются одновременно пронзительные ноты и густой бас. Иногда вследствие своего непонимания европейцы считают африканскую культуру примитивной.
Но это далеко не так. Африканцы очень любят музыку, их жизнь просто не представляется без танцев, песен и своих древних ритмов. Они являются абсолютными лидерами в хоровом пении и игре ансамблем.
Благодаря такому сложному пению и воспроизведению музыки рождается совершенно чудесный эффект: можно войти в транс, увидеть галлюцинации и испытать огромнейшее возбуждение. Не зря в их представлении именно на этих составляющих и построен весь мир.