Абхазская народная музыка

22 Мар 2015

ansambl_kavkazfoto-portal_kavkazskij_uzel__588x70zАбхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов народного творчества много песен, музыкальный строй которых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен.

Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в современных народных песнях. Среди абхазских музыкальных инструментов — аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абхазских песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в национальном фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки.

Записями абхазских народных песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов, А. М. Баланчивадзе, И. Кортуа, А. Позднеев и др. На основе абхазского народного творчества созданы оперы: «Изгнанники» Шведова (постановка 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), «Мзия» Баланчивадзе (постановка 1950), симфонические, камерно-инструментальные и вокальные произведения.

С 20-х годов XX века интенсивно развивается профессиональная музыкальная культура. В 1930 в Сухуме открыты Государственное музыкальное училище и музыкальная школа, при которых вскоре начали функционировать Народный хор под руководством П. Панцулая, симфонический и духовой оркестры, Государственный струнный квартет. В 1966 при музыкальном училище была организована Оперная студия.

photo_1353068887_4_u_1474

В настоящее время большую творческую работу ведут Абхазская государственная филармония, Государственный ансамбль песни и танца А. хоровая капелла, симфонический оркестр, Дом народного творчества с его единственным в мире хором столетних народных певцов. Развито самодеятельное искусство.

Жанры абхазской народной песни

Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности. В большинстве абхазских народных песен в качестве постоянного элемента Вы услышите характерный варьирующий рефрен-призыв или рефрен-припев «уарайда», «сиуарайда», «уари-да-ра» (непереводимо).

Доминирующее место в музыкальном фольклоре абхазов занимает героическая тема, которая представлена богаче остальных жанров и пользуется особой любовью в народе. Героические песни абхазов — это величественные и патетичные сказания. Яркие, насыщенные музыкальные формы сопровождаются лаконичным текстом и отличаются большим звуковым объемом. В большинстве случаев они состоят из нескольких фраз, создающих эмоциональный настрой песни, имени героя и эпитетов «афырхаца», «ахаца» («герой из героев»), которые чередуются с междометиями и рефреном.

shax-dag.ru_1288715800-975

Историческая судьба абхазского народа, бесконечные войны с захватчиками воспитали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в создании народа образа народного героя «афырхаца», наделенного лучшими качествами, определяющими национальный характер. Самые яркие среди них — песни о нартах, об известных героях Кяхба Хаджарате, Пшкяч-Ипа Манче, Смыр Гудисе и Озбаке «Озбакь».

К героическому жанру относится и ряд охотничьих песен. Непроходимые густые леса, неприступные скалы, каменистые ущелья, бурные потоки рек, головокружительной высоты водопады способствовали воспитанию выносливости и мужества абхаза-охотника. Поэзия гор и стихия охотничьего быта легли в основу «Песни о скале», которой присуща широта напева и яркость мелодического рисунка, воплощающего в себе героику и драматизм.

Свадебные песни относятся к жанру обрядовых. Обычно они состоят из двух частей, первая из которых — торжественное вступление с характерной мелодией декламационного характера, а вторая — мелодическая попевка с пульсирующим, энергичным ритмом. Центральным эпизодом абхазской свадьбы являются привод невесты в дом жениха и свадебное пиршество («ачара»), во время которого и исполняется «Свадебная плясовая».

765_original

Плясовые песни также относятся к жанру обрядовых. В современных абхазских танцах доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной. В настоящее время их танцуют преимущественно под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. К танцевальному жанру относится и ряд шуточных песен, таких как «Наныкяра».