Сестры CocoRosie дали интервью в предверрии выступления

31 Май 2015

CocoRosieРусалки из музыкального дуэта CocoRosie вместе с морским царем театрального авангарда Бобом Уилсоном участвуют в постановке «Сказок Пушкина» в Театре Наций. Сестры рассказали, как ощущают себя на неведомых дорожках.

Самые большие события в искусстве придумываются за много месяцев, а то и лет до своей премьеры. Так, про идею легендарного Боба Уилсона поставить «Сказки Пушкина» в московском Театре Наций Numero писал еще полтора года назад, в репортаже из знаменитой школы мэтра Watermill. И вот настал момент, когда к премьере все готово. Позади бесконечные актерские кастинги, диалоги Боба Уилсона и Евгения Миронова, исполняющего в спектакле роль рассказчика. Позади репетиции, шедшие по обе стороны океана почти два года, примерки костюмов, работа над сценографией, светом и, наконец, музыкой, которой в спектакле уготовано совершенно отдельное место, занятое культовым дуэтом CocoRosie.

Бьянка «Коко» и Сьерра «Рози» — соавторы спектакля, они создают музыкальный слой действа, вкладывая в него свое видение, пропитанное мыслью Боба Уилсона. Сотрудничая с маэстро не впервые, они понимают друг друга с полуслова. И спектакль «Сказки Пушкина» будет полон как прекрасной медитативной музыки, так и неожиданных, настоящих шлягеров вроде «У Лукоморья».

В общем, есть все основания ждать от встречи Пушкина, визуальной магии Уилсона и музыкальных мистификаций сестер Кэсседи самого захватывающего эффекта. Пушкина знают все, Боба Уилсона — всё прогрессивное человечество, магнетические песни и клипы CocoRosie — очень многие, но историю этой группы стоит узнать подробнее. Отец Бьянки и Сьерры был индейцем, а мать — художницей. Учились они в вальдорфской школе, где, как известно, не ставят двоек, а также других оценок, где нет учебников, зато есть признание личности и неповторимой ценности каждого ребенка. В детстве они и правда были очень разными, общались мало и долго шли своими дорогами.

Сьерра в 14 лет ушла из дома и изучала вокальное мастерство в Нью-Йорке, Риме и Париже. А Бьянка искала себя в литературе и живописи. С тех пор одна из сестер в большей степени отвечает за форму музыки и структуру, а вторая рассказывает их истории. «Мы, конечно, не все время вместе, но уж точно гораздо чаще, чем большинство взрослых сестер, — рассказывает Бьянка. — Наш дуализм и является нашей силой. И мы много работали над тем, чтобы это нас не уничтожило».

6430

Только в 2003 году, через десять лет после побега из дома, Бьянка и Сьерра встретились в Париже, где начались их творческие эксперименты. Сначала в кино и фотографии и лишь затем в музыке. Запись первого альбома La maison de mon reve («Дом моей мечты», 2004) состоялась в ванной на Монмартре. Как и положено в сказочных историях, запись тут же попала в нужные руки, и альбом был выпущен уже по-человечески. С этого момента они признаны, успешны и любимы. Продюсером третьего альбома — The Adventures of Ghosthorse and Stillborn («Приключения лошади-призрака и мертворожденного ребенка, 2007) — стал один из главных волшебников звукозаписи, Валгир Сигурдссон, продюсировавший Бьорк.

Жанр, в котором творят сестры Кэсседи, называют фрик-фолк, но к этнике и фольклору непосредственно он имеет весьма далекое отношение. «Куда бы я ни шла, беру с собой свой мир, а это значит, что я постоянно черпаю и заимствую элементы у самых разных культур», -размышляет Бьянка.

CocoRosie естественным образом создают собственный миф, их творчество — своего рода духовная практика. В их песнях личное прошлое сплетается с любимыми литературными историями. Так, песня Beautiful Boyz посвящена одному из любимых писателей — Жану Жене. А Warriors of the Rainbow («Войны радуги») намекает на одноименную книгу Уильяма Уиллойи и Винсона Брауна.

bdy_prts-promo
На вопрос о любимых сказках Бьянка отвечает: «Это всегда грустные сказки, истории о сиротах. Вот «Пеппи Длинный чулок» — одна из самых любимых или еще «Чудо о розе» Жана Жене… Меня очень впечатлили «Красные башмачки» Андерсена и «Девушка без рук» братьев Гримм. Они позволили мне увидеть тьму как неотъемлемую часть посвящения и трансформации». Трансформация реальности, мифотворчество, переодевания и загадочный облик в мире сестер CocoRosie значат не меньше, чем музыка.

Грим и наряды превращают нимф в разбойников, а потом в кого-то еще. Словно инопланетяне они ищут среди человеческих образов подходящий, словно туземцы обвешивают себя дарами глобализации. Словно дети играют в фей и пиратов. Полуинфантильные, забавные и немного страшные игры CocoRosie имеют свое влияние на музыку и в целом на культуру. Их религия — творческое сотрудничество с другими людьми.

В 2005 году Бьянка создала свой звукозаписывающий лейбл Voodoo-EROS Records. В 2007-м она занялась живописью и открыла в Париже галерею Mad Vicky’s Tea, где выставляются работы ее соратников-художников и пьют чай с молоком. Музыку CocoRosie использовала для своих показов Миучча Прада, они также много пишут для кино и театра. В 2013 году их впервые пригласил сотрудничать другой великий сказочник — Роберт Уилсон, чтобы CocoRosie создали музыку для «Питера Пена».

CocoRosie3

Сестры говорят, что никогда не думали о том, чтобы писать для театра, пока их не пригласили: «Многие события в нашей жизни происходят именно так — предложение появляется из ниоткуда. Словно открывается дверь, и мы делаем шаг в новый мир». «Питер Пен» — абсолютно понятная история для CocoRosie, они и сами из страны, где не взрослеют: «Нам было просто попасть в волшебный мир Питера Пена и написать для него очень личные песни». Создавая музыку к спектаклю, они испытывают особого рода свободу, свободу от самих себя: «Мы чувствовали себя менее зависимыми от структуры, продолжительности композиций и жанров. Больше фокусируешься на истории, и характер персонажа управляет музыкой».

Во время репетиций в Москве с Уилсоном над «Сказками Пушкина» Бьянка и Сьерра показали, что живут вовсе не в мире грез, а в профессиональном театральном режиме, в котором легко вечером придумать вместе с Уилсоном новый поворот мелодии, а уже утром выдать аранжировку для всех музыкальных партий в нотах. Трудности возникли там, где информации для фей немного: «Нам было довольно сложно воспринимать историю с царями и царевнами. Проникнуть в этот мир было действительно непросто. Поэтому музыка писалась в большей степени инстинктивно, с оглядкой на общечеловеческие темы. В этот раз она не настолько завязана на конкретных персонажей». Впрочем, про тех персонажей, которых увидим на сцене Театра Наций, мы знаем столько, что им как раз важно полное переосмысление и настолько новая музыка, насколько это возможно.